Тупик западной науки и технологий

Испанские инженеры разработали аккумуляторную батарею нового поколения. Она дешевле аналогов на 77% и позволяет заряжать электромобиль всего за 8 минут и проехать до 1000 км. Графеновые батареи уже взяли на тестирование две из 4-х немецких автомобильных компаний.

1440121446_4

Если бы подобные новости, которых пара-тройка в месяц — про аккумуляторы сверхёмкости/дикозаряжающиеся — были бы на 1% правдой, мы бы давно ходили с мобильниками весом в 30 грамм и держащими зарядку с месяц-другой.

А в Китае электротранспорта — от рейсовых автобусов до крохотных электроскутеров — море, и реальное, а не номинальное развитие — идёт постоянно. Пишу и как пользователь общественного электротранспорта, и как обладатель двух единиц личного.

Кратко, почему выходит именно так.

Прикладная наука невозможна без интеграции с производством. Весь НИОКР, все разработки — должны максимально качественно реализовываться в виде опытных экземпляров, максимально качественно и научно тестироваться. Чтобы результаты были многократно проверенные, подтверждённые. Тогда на них можно делать выводы, координировать дальнейшие разработки, планировать доработки и, когда будет чёткий, проверяемый, предсказуемый и полностью изученный результат — выводить в серию.

Когда в 2012 году я в Китае заинтересовался темой электроскутеров (ну, их по дорогам тогда наверное где-то половина потока ездила), я, проработав вопрос, поразился масштабности. Сотни производителей (!!!! не перепродавцов) комплектующих. Дерущиеся за каждые 100 ватт мощности и каждые 10 километров пробега на батарее. Мотор-колесо — 48V, меньше киловатта. Через полгода — 60V, киловатт, а то и полтора. Сейчас — уже 72V, а с ноября — 84V, мощность чудовищная, 8 киловатт на колесе. Люди фотки показывают — мотопробег в Тибете. 4.600 метров над уровнем моря, люди на электрических скутерах, по бездорожью. И зарядка от обычной розетки, всё стандартно. И всё это развитие — при дикой конкуренции, цены на итоговый товар те же — как было 1500-5000 юаней за байк, так и остаётся. Хотя и мощность, и скорость, и пробег — выросли. Вышло что-то новое — через неделю оно будет в серии.

Так происходит, потому что разработчики и производственники — единое целое. Потому что они работают, не разгибаясь. И потому что у них хорошее, по советским стандартам, техническое образование — им своевременно не объяснили, что надо не работать, а «встраиваться в темки» / «вписываться в схемки», и докупать экономическое, а лучше два.

Что же мы видим во всех этих крайне многочисленных новостях об Очередном Уникальном Прорыве В Энергетике от Западных Учёных? Мы видим карикатурную, чудовищную коммерциализацию науки.

С периодичностью «чаще раза в месяц» возникает что-то вида «Учёные совершили прорыв. Они издали показали концепт чего-то, что в принципе должно перевернуть отрасль. Оно добывает электричество из (варианты — воздух, вода, пыль, свет, канализация, земля, лайки в фейсбуке) с уникальным КПД, зачастую выше 100 процентов, потому что американская наука — это не устаревшая фигня. Учёные обязательно покажут очень мощную установку, которая рожает гигаватт из бедра, но на это им нужно финансирование, а тогда …»


Стоп! Вот это — ключевое. Ключевое то, что вся прикладная наука на Западе скатывается к «Любой ценой заявись, заинтересуй инвестора, пусть вложится, но во что-то максимально модное и мутное, чтобы потом башкой своей не отвечать перед ним, и туси на эти деньги». Посмотрите на прорывные лазерные военные технологии в США. Посмотрите на прорывные энергетические технологии. На «частный космос». Вы не видите, что всё однотипно и в рамках Идеологии Динамичных Стартапчиков — развести инвестора, зассав ему уши наукообразными терминами и халтурной подделкой, имитирующей стендовый образец, получить бабло и дальше годами тусить?

Поделись с друзьями


Жми "Нравится Страница", чтобы получать новые статьи каждый день

Страница: 1 2